Суббота, 01 Июнь 2013

Наша позиция

Спортивное боление в нашей стране получило огромное развитие в 90-е годы, когда на руинах некогда могущественной советской империи новое российское государство нечасто задумывалось о собственных гражданах, тем более о работе с молодежью. Старая система молодежной политики была разрушена, новой не существовало даже в перспективе. В результате подрастающее поколение было предоставлено само себе. В ситуации тотальной криминогенной обстановки, вызванной появлением новых ценностей в виде культа денег, где не работали ни нормы права, ни норма морали, спортивные арены были той отдушиной, где молодые люди новой России могли самоорганизовываться, почувствовать себя востребованными и нужными, ощутить себя силой. Зачастую только здесь молодежь ощущала определенное равенство в условиях резкого социально расслоения, укоренившегося в современном потребительском обществе, по признаку своей причастности к поддержке любимой команды. Рождалась определенная форма молодежного братства. И равенства, в том числе, по отношению к нередкому самоуправству определенных должностных лиц, которые трактовали законы и правила так, как им самим заблагорассудится. В группе подростку становилось легче противостоять царящему беззаконию, появлялась возможность хоть как-то отстоять свои идеалы, доказать, что ты чего-то стоишь, реализовать себя. В результате футбольные фанаты выработали свои собственные нормы традиций, обычаев и определенных ритуалов в соответствии с потребностями своего развития, сформировав свое мощное пассионарное сообщество. До поры-до времени власть не обращала на это внимание, а потом долго не могла определить, что со всем этим делать.

Принятые Государственной Думой РФ и подписанные Президентом в нынешнем году "изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" наконец делают зрителя (болельщика) субъектом спорта. Однако сам «Закон о болельщиках» далеко не бесспорен:

1. Он вводит только общие понятия путем внесения новых дефиниций в закон о спорте, а также административную ответственность. А реальные, жизненно применимые права и обязанности субъектов спорта выносятся в подзаконные акты, принимаемыми правительством. Это упрощенный порядок по сравнению с законотворческой процедурой: таких актов может появиться сколько угодно и изложено в них может быть что угодно. Нет единой системы, единого документа, притом проекты подзаконных актов еще в ряде случаев противоречат самому закону. Нет единого эффективного системного подхода.

2. По общему принципу теории наказания, оно должно быть эквивалентным степени общественной опасности противоправного деяния. А в законе наказание следует сразу, без учета рецидивности и классификации нарушений по степени общественной опасности, что, с учетом судей, не разбирающихся в футболе, за то время, пока сформируется правоприменительная практика, приведет к массе многолетних неправомерных или неоправданно строгих наказаний для обычных болельщиков.

3. Болельщик частное лицо. Но его права и, соответственно, обязанности организатора в плане обеспечения комфорта болельщика так и не были в Законе закреплены. Нормы устанавливающие время и способ входа\выхода со стадиона, покупки билетов, обязанности стюардов подтверждать свои полномочия, порядка досмотра так и не были введены, хотя об этом говорили многие эксперты.

Таким образом, вступление в силу закона вместо решения существующих проблем может привести к появлению массы новых.

Для нормализации ситуации на стадионах зрителям на них должно быть комфортно, безопасно и интересно. А на российских стадионах сейчас людям НЕ комфортно и НЕ безопасно. Это подтвердит масса болельщиков, которые из-за действий единиц, избивались сотрудниками сил правопорядка на трибунах; обливались на них же водой из пожарных шлангов при слегка плюсовой и даже минусовой температуре; у которых регулярно при проходе на стадион изымаются незапрещенные к проносу личные вещи; и которые постоянно слышат хамство и наплевательское к себе отношение со стороны тех лиц, которые наделены властью защищать и охранять их же законные права. У нас порой на некоторые стадионы не пускают с газетами или же с только что купленными программками к матчам. Не говоря уже о фактах отказа в допуске на трибуны с едой и горячими напитками в пластиковой посуде, приобретенными в подтрибунных кафе. Серьезную проблемы создают и неправомерное задержание болельщиков с последующим направлением в отделения полиции и принуждением к подписанию признаний в совершении административных правонарушений на матче. Все эти факты давно известны, однако реакции по ним нет ни от представителей правоохранительных органов, ни от футбольных властей. А ведь подобные вещи наносят моральный ущерб тем, кто приходит на спортивные мероприятия, убивают желание посещать футбольный матч всей семьей, с детьми, вызывает агрессию в адрес сил правопорядка и провоцирует ненужные конфликты. Поход на стадион для простых болельщиков давно уже превратился из праздника в определенный экстрим. 

Комплексная работа с болельщиками в России не проводится, а только имитируется для «галочки». Причем начиная с федераций, заканчивая непосредственно на местах. Редко где можно встретить действительно вдумчивую программу взаимоотношений с основными потребителями профессионального спорта, как продукта на несколько лет вперед, да и то касается она зачастую маркетинга, нежели создания людям реально комфортных условий на стадионах и профилактики правонарушений на трибунах. На данный момент нет никакого мало-мальски эффективно работающего органа для болельщиков. Совет при Министерстве спорта за всё время своего существование созывался всего пару раз, не приняв и не реализовав ни одного сколь-нибудь важного для болельщиков решения. Существующее «Всероссийское объединение болельщиков» уже давно не выполняет когда-то возложенных не него функций, вместо объединения болельщицких масс, их только разъединяя. Это можно утверждать хотя бы потому, что из него уже вышли почти все крупнейшие фан-движения, а, значит, оно перестало удовлетворять их интересам и его руководство не придумало никаких реальных механизмов для изменения ситуации к лучшему. Во всех футбольных структурах работа с болельщиками отправлена в довесок к службам безопасности, штат которых составляют люди, работавшие в силовых ведомствах или следственных органах, но только не те, кто имеет за плечами болельщицкий опыт, а значит знающие и понимающие фанатскую философию изнутри. Подобные специалисты есть только лишь в футбольных клубах, да и то далеко не во всех. Во многих должность сотрудника по работе с болельщиками также замещают бывшие сотрудники сил правопорядка или спецслужб, либо люди, изначально занимавшиеся принципиально иным направлением деятельности и далекие от понимания определенной специфики фан-культур.

В результате болельщикам практически некуда обратиться, они бесправны и в большинстве своем утратили веру в то, что их мнение кого-либо интересует. Возможно, поэтому некоторые из них проявляют агрессию на трибунах, обращая свою энергию в деструктивное русло, но привлекая тем самым к себе внимание общественности. Отчаяние и острое ощущение царящей несправедливости нередко толкает молодых людей на непродуманные и неадекватные поступки. И, в результате, мы видим массу пестрящей информации о тысячах задержанных на матчах людей, но практически нигде на более-менее высоком уровне не поднимается проблема полного отсутствия какой-либо общедоступной статистики о сотрудниках правоохранительных органов, привлеченных к дисциплинарной ответственности за превышение своих должностных полномочий на матчах, и нарушение законных прав зрителей, как граждан своей страны. А между тем целый ряд производимых по отношению к болельщикам действий, при добросовестном их расследовании вполне мог бы подпадать под действие ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ст. 330 (самоуправство) УК РФ. Но ничего подобного нет: любые жалобы на действие сотрудников полиции или отдельных чиновников превращаются в типичную бюрократическую волокиту и оседают в недрах МВД России или иных структур.

В данном направлении нашей Организацией планируется:

- создание системы межрегиональной круглосуточной юридической поддержки болельщиков для противодействия нарушению их прав организаторами спортивных мероприятий, государственных органов, должностных, юридических и физических лиц и быстрому реагированию факт нарушения. 

- проведение информационной и просветительской работы по повышению правосознания болельщиков, понимания гарантированных законом прав и свобод человека и гражданина и способов их защиты.

- участие в общественной, правотворческой деятельности, направленной на нормативное закрепление прав и свобод болельщиков, а также формировании положительной правоприменительной практики по вопросам защиты таких прав и свобод.

- ведение спорных уголовных и административных дел, представление интересов болельщиков в правоохранительных органах, прокуратуре по вопросам защиты прав болельщиков;

- ведение информационных и аналитических интернет обозрений, издание периодических материалов, памяток, раздаточных пособий для ликвидации правовой безграмотности граждан в отношении их прав на спортивных мероприятиях, проведение круглых столов конференций по указанной тематике;

- медийное и информационное обеспечение, привлечение общественного внимания и СМИ к проблеме прав болельщиков и фактам нарушения их прав;

- организация работы по защите прав зрителей с ограниченными физическими возможностями;

- подготовка и проведение мероприятий, семинаров, конференций, круглых столов по вопросам защиты прав зрителей;

- внесение в федеральные органы исполнительной власти, организации предложений о принятии мер по повышению качества предлагаемых зрителям услуг, по приостановлению оказания услуг, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

- внесение в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалов о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих оказание услуг зрителям спортивных мероприятий, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права зрителей, как граждан и потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав болельщиков, как потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

- участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав зрителей, как потребителей и качества и безопасности оказываемой им услуги;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об обществах защиты прав потребителей и общественных объединениях.

Конечно, правонарушения со стороны болельщиков действительно имеют место быть. Но настоящие болельщики никогда не будут против объективного наказания виновных. Каждый должен знать, на что идет и понимать неотвратимость последствий. Но закон должен работать для всех. Необходимо выстроить четкую и прозрачную систему адекватных взаимоотношений. Правосудие должно осуществлять защиту прав всех участников футбольного процесса, в том числе и зрителей. Необходимо привлечь людей на стадион и обратить их потенциал на пользу любимому клубу и спорту в целом. В российском обществе часто пытаются приводить в качестве положительного пример Великобритании, забывая об одном существенном факторе: там зрителей ждут комфортные и безопасные арены, где к ним относятся, как к людям и где права гражданина ставятся во главу угла. Поэтому болельщиков не нужно идеализировать, но и не стоит демонизировать. С ними нужно просто работать и относиться к ним изначально, как к людям. Тогда, возможно, и нелюдей на трибунах станет гораздо меньше.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

     Международный союз юристов Молодежная Общественная Палата     
  Интерфакс Чемпионат.com Газета.ru Ридус  
  Фанзона Фонд Беревестник Фонд Современное общество